Тезисы на конференцию Business Solutions: Retail (Шарм-эль-Шейх, январь 2007)
   
Аналитические решения лидеров рынка Retail
Андрей Масалович

ИТ-стратегии в практике торговых компаний обычно идут в кильватере общих концепций развития бизнеса. Руководители торговой сети разрабатывают планы стратегического развития, принимают ключевые решения, а задачей ИТ-подразделений является создание и поддержка соответствующей информационной и технической инфраструктуры.

Однако в практике лидирующих фирм чаще и чаще встречаются ситуации, когда именно ИТ-решения являются катализатором развития бизнеса. Вот лишь несколько примеров.

Российская дистрибьюторская сеть мирового брэнда прохладительных напитков внедряет систему моделирования товарных потоков – и логистические издержки снижаются вдвое.

Фирма HIS (розничная продажа технической литературы в 100 странах) внедряет на своем портале самообучаемую систему подсказок (разработка российской фирмы Megaputer) – и объем продаж по всему миру возрастает на 5.75%.

Сеть по продаже продуктов быстрого приготовления организует профессиональную службу конкурентной разведки – и эффективность PR-акций возрастает втрое.

В арсенале консультанта наберется несколько десятков подобных примеров.

Вот «Топ 7» наиболее ярких ИТ-решений прошедшего года для рынка Retail.

1. Системы ситуационного моделирования бизнеса. Позволяют моделировать различные сценарии развития компаний и холдингов, выбирать оптимальные варианты укрупнения и «захвата» регионов. Также используются для увеличения стоимости бизнеса при слияниях/поглощениях и перед IPO. Продажи основного инструмента ситуационного моделирования – программы Powersim Studio (кстати, интегрированной с продуктами SAP) в России за последний год выросли в двадцать раз.

2. Системы конкурентной разведки (KP) в сети Интернет. Это, пожалуй, самая модная «фишка» 2006 года в оснащении маркетинговых служб торговых компаний и сетей. Правильно организованная служба конкурентной разведки решает целый спектр задач – от проверки благонадежности потенциальных партнеров до ежедневного мониторинга состояния рынка и активности конкурентов. А главное, позволяет точно оценивать эффективность дорогостоящих рекламных кампаний – как своих, так и конкурентов, что крайне благотворно сказывается на результатах работы служб PR и маркетинга. В арсенале КР сейчас более десятка программных продуктов, последний отчет CNews по критерию цена/качество выделяет отечественную поисковую систему Avalanche.

3. Системы поддержки принятия решений – персональные «Ситуационные центры» для руководителей торговых компаний. Позволяют выделять основные закономерности в потоках данных и быстро строить необходимые аналитические отчеты. В этом секторе хорошо зарекомендовали себя такие ИТ-продукты как С.М.А.Р.Т. (стоит на вооружении в сети салонов связи «Евросеть» и сети гипермаркетов «Лента») и Smart Boss (разработан в России по заказу SAP специально для руководителей торговых компаний и холдингов). Кстати, деловая игра «Управление супермаркетом» показывает, что даже при одинаковом ассортименте из 9 товарных позиций при разных торговых стратегиях месячная прибыль может различаться в несколько раз.

4. Системы прогнозирования спроса. Прогноз спроса по заданным группам товаров – основной параметр, позволяющий эффективно выстраивать весь процесс жизнедеятельности торгового предприятия – от ассортиментной политики и управления складом до потоков наличности и стратегий заимствования.

5. Управление финансами при продажах в кредит и факторинге. Бум потребительского кредитования, а также развитие схем «факторинга по-русски» могут довести финансового директора торговой фирмы до умопомрачения. Поэтому 2006 год ознаменовался появлением первых аналитических систем для управления финансами, позволяющих в реальности увязывать товарные потоки, денежные потоки и «потоки обязательств» и строить кредитную политику организации не допуская «вымывания наличности».

6. Программы на основе нечеткой логики для быстрых оценочных расчетов при неполных и неточных данных. Весьма часто бывает, что в важных расчетных формулах фигурируют неточные или «диапазонные» величины: «в следующем месяце при худшем сценарии мы продадим 1500 компьютеров, при наилучшем – 3000, а вероятнее всего – от 2000 до 2500». С подобными проблемами связан рост популярности программных систем на основе т.н. «нечеткой логики», позволяющих получать максимально точные оценки при неполных и неточных входных данных (самый известный продукт – пакет Fuzzy XL, используемый как дополнение к Microsoft Excel).

7. Программы оценки рисков. До последнего времени оценка рисков считалась личным делом руководителя, однако с приходом на рынок Retail крупных западных игроков и мировых инвестиционных институтов требования к профессиональному расчету всех видов рисков резко ужесточились. Появился и начал активно использоваться соответствующий инструментарий риск-менеджмента, позволяющий проводить расчеты рисков без использования крайне сложных и дорогостоящих западных систем (лидирующие позиции в российском риск-менеджменте занимает продукт @RISK).

Потенциал стратегических возможностей ИТ для торговых компаний отнюдь не исчерпывается приведенным списком– и сторицей вознаграждает дальновидных и предприимчивых.



Назад на сайт Тора-центра   Тора-центр  Copyright © 2006